Система образования Татышлинского
района всегда отличалась стабильностью и устойчивым развитием. Работа по
реализации национального проекта «Образование», которая активно
проводится в республике, стала определяющим направлением
развития системы образования в районе сегодня и на предстоящие
годы.
В районе
функционируют 87 разнопрофильных образовательных учреждений: из них
29 школ, в том числе 16 средних, 12 основных, 1 начальная (26 начальных
школ - филиалы средних и основных школ), 2 дошкольных образовательных
учреждений (28 детских садов - филиалы), 3 учреждения дополнительного
образовании.
Обучением и
воспитанием детей занимается более 800 педагогических работников, из них
661 учителей. В системе образования района работают 11 заслуженных
работников и учителей Республики Башкортостан, 36 отличников просвещения
РФ и Почетного работника общего образования РФ, 53 отличника образования
Республики Башкортостан.
Функционирует
30 дошкольных образовательных учреждений, в них работают 87 педагогов. ДОУ
посещают 892 ребенка дошкольного возраста. Общий охват детей составляет
53%
В Центре
детского творчества в 78 объединениях занимаются 1801 учащихся, в
Детско-юношеской спортивной школе объединениями охвачены 510
воспитанников, в Центре детского юношеского технического творчества в 16
объединениях занимаются 328 учащихся. Общий охват детей составляет
71,4%.
Определяющим
направлением развития системы образования в районе стал национальный
проект. Третий год в нашем районе, как и во всей стране, успешно идет его
реализация. В рамках приоритетного национального проекта «Образование»
образовательные учреждения района участвуют в 5 направлениях: «Поощрение
лучших учителей», «Внедрение современных образовательных технологий»,
«Повышение уровня воспитательной работы в школах», «Сельский школьный
автобус» и «Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и
оборудованием».
Национальные
проекты позволяют выделить лидеров-новаторов и предоставить им
государственную поддержку в осуществлении инноваций. Так, в последние годы
педагогические работники и образовательные учреждения стали предъявлять
результаты своей деятельности на республиканских и Всероссийских
конкурсах.
В рейтинг
лучших школ, принявших участие в конкурсном отборе инновационных
общеобразовательных школ за последние годы, вошли 3 школы. Удостоены
Гранта Президента Российской Федерации в размере 1 млн. рублей
средней общеобразовательной школы №1, №2 села Верхние Татышлы,
с.Нижнебалтачево. В конкурсном отборе лучших учителей в 2008
году приняли участие 7 педагогов и 6 из них стали
победителями.
По направлению
«Внедрение современных образовательных технологий» подключены к сети
Интернет все 29 школ.
В 2007-2008
учебном году были получены оборудования для кабинетов русского языка
и литературы – СОШ с.Старокальмиярово, химии – СОШ с.Старый Курдым,
географии – СОШ с.Верхнекудашево, интерактивный аппаратно-программный
комплекс для СОШ с.Нижнебалтачево. По проекту «Сельский школьный
автобус» поступило 2 автобуса в школы с.Аксаитово,
с.Шулганово.
36 педагогических работников
награждены нагрудными знаками "Отличник просвещения РФ" и "Почетный
работник общего образования РФ", 53 педагогических работников нагрудным
знаком "Отличник образования Республики Башкортостан".
Итоговая аналитика на 2007-2008 учебный год
Школа – важнейший фактор
гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых
жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны
со¬временно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые
мо¬гут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации
выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к
сотрудничеству, отлича¬ются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за
судьбу страны.
На современном этапе образование, в его неразрывной, органичной
связи с наукой, становится все более мощной движущей силой
эко¬номического роста, повышения эффективности и
конкурентоспособности на¬родного хозяйства, что делает его одним из
важнейших факторов националь¬ной безопасности и благосостояния
страны, благополучия каждого гражданина. Многонациональ¬ной школе
предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития
родных языков, формирования самосозна¬ния и самоидентичности.
Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении
нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамично¬го развития
общества - общества с высоким уровнем жизни, граж¬данско-правовой,
профессиональной и бытовой культурой.
Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к
пол¬ноценному качественному образованию в соответствии с их
интересами и склонностями, независимо от материального достатка
семьи, места прожи¬вания, национальной принадлежности и состояния
здоровья. Необходимо ис¬пользовать все возможности для социальной
защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной
задачей также является формирование профессиональной элиты,
выявление и поддержка наиболее талантливых детей и молодежи.
Наши школы сельские. Поэтому нашей главной задачей является
реализация Президентской Программы «Сельская школа». В районе
успешно решается проблема аварийных школ. Благодаря администрации
района удалось не только сохранить имеющуюся сеть образовательных
учреждений, но много сделано и по укреплению материальной базы.
Показателем успешной работы учителя, несомненно, является
успеваемость учащихся. В 2007-2008 учебном году успеваемость по
району составило 99,95% и качество знаний – 54,99%.
Качественные преобразования в обществе должны быть обеспечены в
первую очередь изменениями в психологии людей, обновлением системы
их жизненных ценностей, формированием новой политической культуры,
своеобразной идеологией реформ. Это очень серьезная задача, и решать
ее, прежде всего, нам - педагогическим коллективам. Все более важную
роль в этом играет дошкольное и начальное звено школы.
В
течение учебного года большое внимание уделялось вопросу организации
взаимодействия дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также
ориентирам преемственности обучения детей. Организовывались
совместные мероприятия с учителями начальных классов, семинары с
приглашением специалистов, методистов.
Начальное образование определяет сегодня необходимость решений 3-х
организационных проблем: во- первых, существенного изменения
подготовки и переподготовки педагогических кадров на основе
современных требований; во-вторых, сравнительной оценки основных
новаторских систем обучения младших школьников (систем Эльконина –
Давыдова, Л.В.Занкова); в – третьих, объединение педагогов
начального звена по созданию такой модели, которая обрела бы в себе
все лучшие из традиционной и новаторской систем. Одним из ее
основных направлений является назгрузка начальной (1-4 –й классы)
школы, введение в большей степени в 1-2 классах развивающего
обучения ребенка (а не просто запоминания фактов). При этом будет
введено изучение для всех детей со 2-го класса иностранного языка и
обучение работе с компьютером.
Над решением этих проблем в районе в начальных классах работают 140
учителей, из них 42 учителя в 25 малокомплектных начальных школах.
Анализ работы учителей начальных классов показывает, что
увеличивается количество творчески работающих учителей. Большое
распространение получают групповые, индивидуальные формы работы на
уроке. Учителя обучают учащихся мыслить самостоятельно. Как и любой
труд, работа учителя измеряется ее результативностью, т.е. качеством
знаний и воспитанностью детей.
|